Фильм Петля Ориона онлайн

Петля Ориона
В глубинах Космоса обнаружен загадочный сгусток энергии, приближающийся к Земле. Навстречу «Петле Ориона» (так назвали это явление) отправляется экспедиция со смешанным экипажем из людей и киборгов. Достигнув места назначения, они встречает неизвестную инопланетную цивилизацию, от которой узнают, что Земле грозит серьезная опасность — «стеклянная болезнь». Инопланетяне пытаются спасти человечество, создав вокруг планеты энергетический барьер (а именно «Петлю Ориона«). Но путь к пониманию двух цивилизации оказывается тернист…. Советский зритель не мог похвастаться обилием отечественных игровых фантастических фильмов на космическую тематику. За все годы их наберётся менее двух десятков: «Космический рейс (1935), «Дорога к звёздам» (1957), «Небо зовет» (1959), «Я был спутником солнца» (1959), «Планета бурь» (1961), «Мечте навстречу» (1963), «Туманность Андромеды» (1967), «Солярис» (1968), «Солярис» (1972), «Москва — Кассиопея» (1973), «Отроки во Вселенной» (1974), «Большое космическое путешествие» (1975), «Дознание пилота Пиркса» (1978), «Через тернии к звёздам» (1980), «Лунная радуга» (1983), «Кин-дза-дза!» (1986).

«Петля Ориона» вышла в один год с отличным фильмом «Через тернии к звёздам», и уже тогда проигрывала работе Ричарда Викторова и Николая Викторова практически по всем пунктам. Почему? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Дело в том, что космическая фантастика — жанр особый — материалозатратный. Чтобы создать достоверный антураж — необходимы, как минимум, дорогие декорации, оригинальные макеты, дорогостоящие спецэффекты. В СССР никогда не было «специализированной» студии, имеющей всё необходимое для съёмок
.

И это притом, что мы никогда не страдали от недостатка в идеях для сценариев, благодаря работам большого числа талантливых писателей-фантастов. Сценарий для «Терний» писал Кир Булычёв — «золотое перо советской фантастики», а сюжет для «Петли» создали лётчик-космонавт Алексей Леонов и сценарист Валентин Селиванов, снявший пятью годами ранее «Большое космическое путешествие». Алексей Архипович Леонов — талантливый художник, чьи совместные работы с Андреем Соколовым я до сих пор разглядываю с душевным волнением.

Но разве Алексей Леонов писатель? Да и «Большое космическое путешествие» — прекрасный детский фильм — ещё не повод браться за такую поистине «неподъёмную» тему, как контакт внеземных цивилизаций. Фильм получился откровенно скучным, в котором 80% экранного времени — «научно-фантастические» разговоры. Для радиопостановки этого бы хватило с лихвой, но для зрелищной космической фантастики, которой советскому зрителю так не хватало, — кране мало.

Не скажу, что в фильме всё так плохо. Есть и хорошее: красивая «неземная» музыка Сергея Александровича Зацепина; возвышенная романтическая история; прекрасная в своей недостижимости и непостижимости инопланетянка Эя (Елена Тонунц). К сожалению, этого оказалось недостаточно, чтобы картина, подобно «Планете бурь» или «Мечте навстречу» навсегда запала в душу…
. Знакомству с Петлей предшествовали просмотры оригинального Стар Трека и Времени первых. Оба фильма — шедевры (каждый для своего времени).

И вот — Петля Ориона.

Сразу про то, что понравилось, — настрой авторов снять серьезный научно-фантастический фильм, они даже сделали введение в форме выступлений реальных людей, причастных к изучению космоса. И первые кадры художественной части выдержаны в сухом хроникальном стиле, и декорации с модельками в общем-то на твердую четверку для условий того времени, но… затем фильм стал расползаться в разные стороны, как бракованный трикотаж.

Первый фатальный изъян его — авторы не определились со стилем повествования.

Вроде бы сухая хроника, а с другой стороны — много сентиментальных кадров.

С музыкой тоже не пойми что: то скучная тишина, то нечто волнующее. Но музыка не склеивает фильм и не обогащает его, а усиливает ощущение брака всего изделия.

Героям сочувствовать не хочется, потому что личных историй героев, обычно предшествующих разгону сюжета, здесь просто нет. Кроме того, сами актеры какие-то замороженные получились, и это больше всего бесит. Очень средние актеры второго плана собрались в постановке. Во всяком случае они так смотрятся.

Главный герой в фильме отсутствует. Есть подозрение, что снимали псевдодокументалку, в связи с чем линия главного героя оказалась лишней.

Словом, с точки зрения драматургии и игры актеров фильм пустой.

Операторская работа. Скажем так — по настроению снимающего. Иногда ракурсы и дрожание камеры настолько бросаются, что хочется крикнуть: «Эй ребята, держите оператора, его сносит!».

В итоге внутренний конфликт Петли Ориона заключается в том, что как «документалка» фильм слишком затянулся за счет театральных моментов (надо было выбрасывать музыку, вырезать сентиментальные эпизоды и делать конкретный короткий метр), а как художественное кино — не доразвился, не достучался до сердца зрителя.

В итоге — ни уму, ни сердцу.

Я бросил Петлю спустя полчаса, так что спойлеров в этом отзыве точно нет.

Имею ли я право писать отзыв, не досмотрев кино до конца? Думаю — да, потому что хорошее кино цепляет зрителя и не отпускает до конца.

3 из 10

P.S. Смотрите Время первых.
.