Фильм Республика ШКИД онлайн

Республика ШКИД
1920 годы. Послереволюционный беспредел. «Трепещите, халдеи!» — по улицам Петрограда шныряют колоритные и жалкие беспризорники, которых время от времени вылавливают и направляют в детские приюты. В одном из них — школе имени Достоевского (ШКИД) — собрались голодные, наглые и сообразительные оборвыши. Этим «приютом комедиантов» управляет директор, не потерявший ни чести, ни интеллигентности. Его обезоруживающее доверие научит ребят мужскому достоинству, поможет не раствориться в беге смутного времени…. Все-таки это прекрасное, такое тонкое и сильное произведение. И фильм, который был снят, добрых 50 лет назад, сейчас не теряет своей актуальности. И лишь как истинное произведение искусства, с годами становится еще более ценным.

Это кино, которое видели буквально все. Это фильм, который у многих является одним из лучших фильмов вообще.

Честно, что-то говорить, писать очень непросто. Потому, что, все-таки, эта картина, как и литературное произведение, по которому она снята, являются настоящими произведениями искусства и оценивать их как-то неудобно.

Это кино о дружбе, счастье, любви, верности, справедливости. Это кино о юности со своими ошибками, с приобретением знаний жизни.
. Сегодня я посмотрела этот фильм, и он оставил после себя приятные впечатления.

Перед нами одновременно драма и комедия для семейного просмотра, повествующая о нелёгкой жизни сирот-беспризорников, воспитывающихся в приютах. Поначалу фильм являет перед нами жалкое зрелище (в хорошем смысле!), а чёрно-белые тона только подчёркивают печальную долю сирот, но потом комедии становится больше.

Фильм повествует о нескольких сценах из жизни приютовцев. Они следуют друг за другом, иногда истории связаны между собой, иногда нет — совсем как сцены из жизни. Некоторые из них обрываются на полуслове, словно нам дали заглянуть за кулисы и подсмотреть, как там оно бывает, а потом выгнали, из-за чего сцены кажутся незавершёнными, но характер фильма это допускает; сам он также заканчивается на полуслове, и «конец» большими буквами на весь экран кажется преждевременным, не хватает какого-то финала, вывода, но конец, тем не менее, весомый.

Персонажи представлены характерные, разных мастей, они развиваются с течением фильма, каждый из них многогранен и его сложно охарактеризовать как-то однобоко, нет чётко положительных или отрицательных персонажей.

Диалоги потрясающие, заставляют задуматься. Особенно мне запомнилась сцена: девочка прощается с мальчиком, который ранее обидел её. Она отвергает его, хотя не хочет этого делать, её сердце полно надежд, что он поймёт, как был неправ и от чего отказался когда-то. Но он лишь пожимает плечами, прощается и уходит. Вряд ли он когда-нибудь осознает значимость (и ненужность) её поступка.

Актёры играют замечательно, им веришь в каждой сцене. Они словно все действительно сироты, подобранные с улицы. Песни их так же проникновенны, как и взгляды, полные эмоций.

Фильм является экранизацией. Оригинала я не читала, поэтому ничего не могу сказать на этот счёт, но фильм мне очень понравился.

Вообще, трудно сказать что-то плохое про советские фильмы. Тогда, несомненно, умели их делать.
. Интересный фильм с исторической и этнографической точки зрения — этакий автопортрет на фоне эпохи, и весьма удачный, надо сказать. Здесь есть все необходимые бытовые детали без ненужных неаппетитных подробностей. И поданы они без надрыва, именно как бытовые детали, они не находятся в центре повествования, просто так было, и всё: мёрзлая картошка на тюленьем дефицитном жире, чай с сахарином как деликатес, замок на воротах — школа ведь тюремного типа, штаны, которые нельзя воровать у товарищей, хоть они и казённые, потому что новых не выдадут, нет их в разорённой войной стране. Нищета, к которой привыкли, и которая уже не мешает жизни и счастью.

Мир ШКИД, хотя и заперт на замок и огорожен крепким забором, хоть и живёт своей насыщенной жизнью, не изолирован от окружающего мира. Двадцатые годы царят и в нём — любовью к аббревиатурам, собраниями, речами и лозунгами, которые не успели ещё износиться и превратиться в формальность. ШКИД живёт на одной волне с тем, временно внешним миром, где маршируют юные пионеры, на первомайских демонстрациях протыкают штыками чучело Капитала, где потихоньку отстраивается молодая страна. Да это и не случайно, ведь ШКИД — плоть от плоти этого мира, сумевшего таки решить проблему четырёхмиллионной беспризорности. Этот мир кажется сейчас немного наивным, немного идеалистичным и пафосным, так сейчас не говорят и не поступают, но они жили и думали так всерьёз. Даже авторам фильма, шестидесятникам, мир двадцатых тоже кажется наивным и далёким, для них он уже история — и они подпускают немного иронии в фильм. Она не мешает, нет, но всё же она пришла немного из другой эпохи.

Несомненная удача фильма, видимо, идущая от книги-первоисточника и жизни-оригинала, — это образы мальчишек воспитанников. Все разные, не прилизанные, не лубочные. Они не то что не паиньки, они порой совершают даже подлые поступки. Ну а как иначе? Они обычные подростки с многолетним стажем беспризорности. Их интеллект и совесть не развиты, жизнь они видели в основном с изнаночной стороны. Но что-то крепкое и здоровое, похоже, глубоко сидит практически во всех людях, И Викниксору с товарищами удаётся это в ребятах вытащить наружу, показав им нормальный мир и нормальные отношения.

Я не читала книгу, но по фильму видно, что авторы любят свою школу и свою юность и благодарны ей. Да, нам рассказывают в этом кино о разном — о грустном и о весёлом, о подлом и благородном, но заканчивается фильм непередаваемо светло. По-разному сложатся судьбы ребят-ШКИДцев, не у всех жизнь будет счастливой и длинной, но так ни один родитель и ни один педагог таки гарантий дать не может. Сейчас же на дворе май, в жизни — юность, впереди — большая жизнь.

8 из 10
. Наверное, первое, что хочется сказать, — фильм смотрится на одном дыхании, здесь нет ни переживаний, ни серьезных поворотов в сюжетной линии, ты просто наслаждаешься шедевром.

Как же хорошо, что фильм снят в 60-х. Если дальше бы откладывали экранизацию, тем тяжелее было бы передать атмосферу 20-х годов, ведь еще было то поколение которое могло рассказать «всю правду».

Плеяда замечательных юных актеров смогли показать свой характер зрителю. Каждая роль — это абсолютно разная личность, здесь и романтики, и силовики, и бунтовщики, и даже будущие «абрамовичи»… что предает черно-белому фильму большое количество красок.

«Генералы песчаных карьеров» и «Город Бога» кажутся невероятно жестокими фильмами, но не «Республика». Действующие персонажи одни и те же — дети, подростки, все в одинаковых условиях — большинство беспризорники, преступники и просто никому ненужные дети. Но в фильме Полока, они все же не кинуты, у них есть возможное будущее, и только благодаря усердной работе педагогов. Как же прекрасно передал свою роль Юрский, наверное, у многих его образ будет ассоциироваться с лучшим педагогом еще долго после просмотра фильма.

Но, наверное, наиболее близкий по духу фильм это французские «Хористы», но там уже другая страна, другое время и другие методы. Отечественному зрителю будет намного ближе советский вариант «Хулиганской энциклопедии». Но все же если кому-то понравились «Хористы», то можете быть уверены, что этот фильм будет лучше, ближе и роднее.

10 из 10
. Такие фильмы, как бальзам на душу, особенно после просмотра ужасающей своим дидактизмом «Педагогической поэмы». «Республика ШКИД» ничему не учит, более того, она не может ничему научить. Разумеется, в рамках той парадигмы, которая уже отмирала к моменту съёмок фильма, иначе бы он и не получился.

Безусловно, ни Викниксор, ни любой другой преподаватель школы имени Достоевского ни разу не годился на роль учителя. Все они, в общем-то, были пережитками эпохи, своего рода, если переносить американскую терминологию на русскую почву, white trash — «белым отребьем». Только социальный подтекст здесь был бы со скидкой на 1920-е в Союзе, с его спецификой понимания слова «белый». Сравните же сами несмотря на всю обаятельность, истеричного и совершенно непонимающего, что вокруг происходит, интеллигента Викниксора с фактически полубогом, знающим, что будет впереди и практически не вмешивающимся в процесс Антоном Семёновичем Макаренко — противником, кстати, всё той же интеллигенции. Разница на лицо.

Под стать Викинксору и его дети — совершенно замечательные, но ничему не учащиеся. Разве научился чему-нибудь тот же Мамочка, который сейчас будет тебя благодарить, а позже со спокойной совестью у тебя за спиной что-нибудь украдёт? Хватит умиляться исполнителю «У кошки четыре ноги», таких типов вполне конкретно называют — крысятники. Точно так же как Слаенов — кулак в самом худшем виде. Впрочем, насчёт видов — вполне вероятно, что основной удар в фильме приходится даже не на саму систему воспитания трудных детей и беспризорников, а на невозможность адекватного политического строя. Царские игры, в которые не столько играется Викниксор, сколько его втягивают, вполне успешно высмеивают и демократию, и коммунизм, вернее, святую наивную уверенность в том, что все это достижимо. Апогей же всего этого — мальчики, тыкающие штыками в брюхо надувного буржуя. Вроде однозначная трактовка напрашивается. Да нет, учитывая, что на брюхе написано «Капитал», а это, стоит ли напоминать, главный труд Карла Маркса. Впрочем, эта тема — смехотворность всей движухи — будет ещё сильнее показана в следующей картине Полоки — «Интервенции», чья буффонада была настолько выпуклой, что фильм почти на 20 лет лёг на полку и появился только в 1987-м. Впрочем, это история уже другого шедевра.
. Очень сложно далась мне рецензия на этот фильм. Наверное, всё потому, что лента произвела на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны — это хороший сюжет и актёры, которым хочется верить. А с другой — непонятная, лично мне, работа оператора и декоратора.

Конечно, сейчас никого не удивишь историей о том, как добро побеждает зло. А тогда, пятьдесят лет назад фильм о добродушных воспитателях, которые на равных общаются с малолетними преступниками, и даже организовывают с ними общее государствую, свою маленькую республику, поражало всех и вся. В фильме полно трогательных моментов, таких например, как подготовка к прибытию будущих учеников, сцены демократии в актовом зале или расстройство маленьких негодяев, когда они узнают, что их не примут в пионеры. Всё это, конечно же, западало в души советских школьников. Ну, какой-то уж культ они сделали из этого пионерства. Финальная фраза о том, что ради присвоения почётного звания своим подопечным заведующий школой готов пойти к главному революционеру страны Феликсу Дзержинскому просто убивает наповал. Струящийся изо всех щелей патриотизм мы привыкли замечать в заокеанских боевиках, а оказывается, если покопаться в нашем советском кино тут тоже не всё так прозрачно.

Зато очень подкупает то обстоятельство, что в картине большинство детей не являются профессиональными актёрами. Волнения, эмоции, переживания… По-моему, невозможно сыграть раздолбая, если ты сам не раздолбай. Все их реплики гармоничны и не наивны. Все действия естественны и оправданы.

Безусловно, «Республика ШКИД» с полным правом может называться культовой советской лентой, которая достойна стоять на полке рядом с другими фильмами детства любого киномана, но вот только не на моей…
. Вчера во время семейного вечернего просмотра кино, пересмотрели с мужем этот фильм. Люблю его с детства. Моя восьмилетняя дочь тоже смотрела с нами, в силу своего юного возраста она конечно мало что поняла в нём, но фильм ей понравился, так же как и мне когда-то. Мне было 11 когда я смотрела этот фильм в первые. Помню как он меня потряс.
А простенькая песенка про кошку у которой
была прямо таки хитом (сегодня весь день доча напевает эту песенку), рада что фильм её зацепил и что нынешние дети смотрят эту ленту с удовольствием.

Главное в сюжете: 20-е годы прошлого столетия. Петроград. На улицах постреволюционного города обитает огромное количество беспризорников, голодных подростков без определённого места жительства. Обездоленные ребята пытаются выжить изо всех сил, о них ведь больше некому заботиться. В случае, если они не найдут пропитания и крыши над головой, их ожидает лишь одна печальная участь — голодная смерть. Честным трудом здесь заработать не получится, поэтому всё чаще мальчишки вынуждены грабить, что сильно беспокоит общество. Власти стараются вылавливать таких скитальцев и отправлять их в специализированные детские приюты, где ими занимаются соответствующие воспитательные органы. Государственные деятели уверены, жизнь в суровых условиях и по строгим правилам должна перевоспитать и показать подрастающему поколению правильный путь.
(от сюда и название
) является одним из многих заведений подобного плана. Заведует школой директор
, которого за глаза прозвали
. Несмотря на наметившиеся трудности, мужчина старается выковать из подопечных настоящих, честных граждан своего государства. Малолетние хулиганы категорически отказываются принимать заботу и противятся обучению. Они всячески издеваются над преподавателями и берутся за старое: воруют вещи и еду. Однако
в итоге удаётся найти общий язык со своими воспитанниками, когда они совместно сочиняют собственный гимн. Вскоре в коллективе появляется новый ребёнок — одноглазый сорванец по кличке
. За его воспитание берутся уже сами жители республики.
Это было, это есть сегодня. Жаль, что сейчас нет таких учителей. Учителей с таким терпением, такой любовью и верой в детей, верой в свои силы.
. То был шаг неведомое. А теперь? Что у нас произошло? Гражданская война? Разруха? А кому нужны теперь современные дети беспризорники?
Обратите внимание на голоса актёров. Ну например на 
! У него восхитительный голос! Сейчас таких нет! Наши нынешние исполнители петь не умеют — просто хорошая пластика!
Я читала, что не все мальчишки сыгравшие в этом фильме, подхватили тогда звёздную болезнь, хотя кое-кто действительно был к ней склонен — в частности,
. Да и как иначе, если в жизни он был очень маленького роста? В школе его дразнили, девочки внимания не обращали. И вдруг — бешеный успех! Он спокойно по улице пройти не мог. Его, 14-летнего подростка, отлавливали, затаскивали в кафе, все норовили с ним выпить, побрататься. Девочки сами на шею вешались. Если учесть, что при этом он ещё хорошо поёт, играет на гитаре, то как тут крыше не съехать? Неокрепшей детской психике сложно пережить медные трубы… Парень он очень талантливый, но своими способностями, так же как и возможностями, дарованными судьбой, не сумел правильно распорядиться. Думаю, если бы он остался в театре, а не ушёл на эстраду, его жизнь сложилась бы удачнее…

Шикарный фильм. Все актёры — просто супер. А какой там 
В него же невозможно не влюбиться! Не понимаю, почему он так мало снимался потом? Чудо — парень. Бесподобны
. Да все хороши, не говоря уже о
. Да, были когда-то таланты…

Книга конечно намного лучше, сильнее, жёстче. Актёрские работы детей на высоте, а 
 — просто не нахожу слов, чтобы выразить своё восхищение его игрой! Сильнейшая работа. Знаменательно, что после этого фильма, смотрела хитовый
, и вижу между ними яркую нить! Влияние на разум. В первом — это мальчишки-беспризорники, во втором — простые ковбои.
. Просто нужно это увидеть, их потерянные заблудившиеся души, просто кричат и просят помощи у общества, а общество чаще всего не слышит этих криков, и продолжает сталкивать этих людей в пропасть безразличия, равнодушия и злобы. Отсюда и происходит в мире всё, что мы имеем на данный момент.

Многих актёров уже нет и 
и 
и 
… жаль, жаль, а вот по теме фильма (не для политики хочу сказать, для дела) по подворотням собирали ребят отмывали и чистили, учили, давали можно сказать путёвку в дальнейшую жизнь, чтоб было где жить, а не быть не нужными ни кому, почему сейчас такого нет ведь мы теперь правильные и все в Бога верующие. Фильм замечательный, при том, что я — истовый поклонник книги, знаю её буквально наизусть, хотя читала её гораздо позднее, чем смотрела фильм. Другого
представить себе не могу, как и
, и конечно
.
, чтобы они знали, как и чем жили их ровесники в не столь далёком прошлом, всего сто лет назад, в начале 20-го века.
. Года через три, планирую показать своей дочери ещё и 
и 
и 
. Это потрясающие фильмы, на которых росли мы все, в которых очень откровенно показана жизнь общества того периода времени. А особенно жизнь детей. Сколько всего выпало на их долю, страшно представить.
, когда вокруг чёрт знает что творится, и беспризорников на улицах не меньше. Теперь их называют «детьми из неблагополучных семей», у которых родители беспробудно пьют, принимают наркотики или сидят за решёткой. Сейчас обязательно нужны такие школы, как 
, (а не просто детские дома), в которых их будут учить жить в современном сумасшедшем мире, и в котором они потом смогут найти себе место, а не пропасть в без вести потонув в алкоголе и наркотиках. А смогут стать людьми.
. «Республика ШКИД»… эх, в детстве я зачитывалась этой книгой. Я даже, как шкидцы, делала самодельные газеты и вывешивала их дома на обозрение умилявшимся родителям — вот насколько увлекательно, заразительно было это журналистское поветрие описано.

Жаль, в фильме такого эпизода нет, но я не упрекаю Полоку. Все отлично даже в сокращении. Прекрасная стилизация под то голодное оборванное время, плеяда юных искренних актеров, плюс обаятельнейший Юрский…

Столько главных героев — но никакой путаницы не возникает. Характеры каждого ярко очерчены: изящный Янкель, поэтическая натура, артистически-эмоциональный Цыган, гордый грузин Джапаридзе, добряк-силач Купец, замкнутый благородный Пантелеев, отчаянный Мамочка, оппозиционер Японец, властолюбивый «бизнесмен» Слаенов… и, халдеи, преподаватели: Викниксор, отважный полководец учительской братии, его возлюбленная Эланлюм, строгая немка, богатырь Косталмед, хитрый халтурщик Пал Ваныч… ох, перечислять и перечислять. Цитировать и цитировать.

Фильм в чем-то пронзительней книги. Рассказывая о своем отрочестве, юные Пантелеев и Янкель были остроумны, веселы и почти небрежны. Им не к лицу было бы любоваться собой или своими товарищами, в книге нет ни чувственности, ни светлой печали — она энергична до предела: не элегия, а марш. Полока, не имеющий прямого отношения к школе имени Достоевского, мог показать в ленте и то, и другое.

Короткая грустная история первой влюбленности беспризорницы Тони, очень искренней, тонкой за наносным «пацанством» девушки… эх, Янкель, Янкель, глупый мальчик, как ты мог так с ней обойтись. Не без иронии показанная, но свежая и страстная любовь Виктора Сорокина и Эллы Люмберг: «и па-абежден одной судьбой, умру-у, тебя благославляя!» — все это в точно угаданной пропорции разбавляет веселое и несколько хулиганское зрелище, придавая ему особое очарование.

Фильм о юности. Юности, дружбе, учебе, надежде. Прекрасный фильм.

10 из 10
. Эх, педагогика, педагогика, с какими трудностями ты сталкивалась на протяжение многих веков… Ещё и слова-то такого не было, а уже воспитанием отроков заниматься надо было. А то вырастет поколение шалопаев или, того хуже, бандюков с большой дороги. А если это молодое государство, разруха, голод, бандитизм, сиротство… Где уж тут воспитанием заниматься? Но приходилось. И были, по-видимому, действительно талантливые педагоги, сумевшие посеять ростки добра, трудолюбия, человечности в своих детях.

А что это были за дети! Бродяжки, воры, проститутки… и, вместе с тем, наивные, добрые, ищущие справедливости и превыше всего ценящие своё братство. Наверное, так и было, потому что и экранным героям, и авторам этой книги я верю. Ведь Григорий Белых (в произведении Черных) и Леонид Пантелеев сами были воспитанниками школы имени Достоевского для трудновоспитуемых. Они создали поразительно талантливую книгу, которой зачитывалось ни одно поколение детей и взрослых. «Республика Шкид» была написана авторами в 1926 году, когда старшему из них — Г. Белых — шел всего лишь двадцатый год, а младшему — Л. Пантелееву — не было еще и восемнадцати.

Конечно же, книга и фильм — две совершенно разные вещи. Не могу судить, какая доля произведения показана на экране, но покромсали повесть изрядно. Точнее, просто убрали огромное количество интереснейших эпизодов, диалогов, ситуаций. Поэтому читать книгу советую настоятельно! Из истории создания фильма знаю, что первоначально режиссёр Геннадий Полока снял двухсерийную ленту, но цензура урезала её до полуторачасового фильма. Несмотря на это картина имела огромный зрительский успех: в 1968 году фильм удостоен приза Всесоюзного кинофестиваля, он — лидер проката (1967, 12 место) — 32. 6 млн. зрителей.

Роль ВикНикСора, заведующего школы имени Достоевского, блестяще сыграл Сергей Юрский. Эта фигура всегда ассоциировалась у меня с Антоном Семеновичем Макаренко, который, кстати, когда прочитал саму книгу, отметил следующее: повесть представляет воспитательную работу «в жалком состоянии»; «эта книга есть добросовестно нарисованная картина педагогической неудачи». А у ВикНикСора есть реальный прототип — педагог-новатор В. Н. Сорока-Росинский. Собственно, как и у каждого персонажа повести. Ведь авторы развернули перед нами абсолютно «живой» материал, воссоздав картину свой жизни в реально существовавшей Республике ШКИД.

А жизнь в этом государстве была пёстрой: взлёты — падения… Вечная борьба и споры с халдеями, в которых, возможно, мелькала истина. Необузданные силы воспитанников находили применение себе в разных областях: выпуск журнала, театр, пионерия и пр.

Критика назвала фильм энциклопедией для хулиганов. И тем не менее, картина получилась очень доброй, гуманной, жизнеутверждающей. Устроить бы современным хулиганам обязательный просмотр этого фильма в воспитательных целях…
. « — Старшему отделению — горбушки! Младшим — тоже по справедливости!» (с)

Невероятно трогательный, местами смешной, местами трагический фильм о трудном для советского государства времени — начале 1920 -ых, когда в стране разорённой сперва «империалистической» а после и Гражданской войнами — было 4 миллиона беспризорников. Понимая, что сегодня — дети а завтра — народ, советская власть решает организовать специализированные интернаты. Которые поручено возглавить педагогам — энтузиастам из «бывших», которые сами будут отбирать в свои заведения учеников. Основывая сюжет картины на одноимённой полу — автобиографической повести Леонида Пантелеева и Григория Белых, режиссёр Генадий Полока снял картину во многом перекликающуюся со знаменитым фильмом «Путёвка в Жизнь». Только воспитанники школы имени Достоевского (сокращённо — ШКИД) — находились не в трудовой, а скорее воспитательно — образовательной коммуне. Сценарий для фильма помогал писать сам автор повести — Леонид Пантелеев, он же и порекомендовал своему молодому коллеге поставить картину. Правда, в последствии писатель был разочарован получившейся постановкой, считая что режиссёр многое убрал из сюжета, сделав фильм скупее повести. Во многом это произошло от того, что главными персонажами сюжета картины были не беспризорники Пантелеев — он же Лёнька и Чёрных — он же Янкель, а директор интерната — Виктор Николаевич Сорокин — упрощённо — ВикНикСор. Которого замечательно сыграл превосходный артист Сергей Юрский. Но, берясь за экранизацию литературного произведения — каждый режиссёр волен выстраивать концепцию и фабулу сюжета так, как это угодно только ему. Поскольку книга и кино — два разных вида искусства.

К тому же, Полока провёл огромную работу — найдя на роли ребят фактурных и подходящих на тот или иной образ по типажу. Перечислять всех не стану, упомяну лишь самых ярких персонажей и их исполнителей. Купа Купыч Гениальный (Юрий Рычков), Джапаридзе (Александр Товстоногов), Японец (Вячеслав Голубков), Григорий Чёрных — Янгель (Лев Вайнштейн), Громоносцев — Цыган (Анатолий Подшивалов), Алексей Пантелеев — Лёнька (Артур Исаев), Слаёнов — Спекулянт (Владимир Колесников) а так же одноглазый Костя Федотов — Мамочка (Александр Кавалеров). Каждый из мальчишек — личность. Не могу сказать, чьей заслуги в том больше, что все характеры ребят удалось так ярко проявить на экране. Возможно благодаря режиссёру, возможно таланту самих юных артистов. Некоторые из них потом свяжут свою жизнь с кино, некоторые нет. В этом плане, весьма занимательно посмотреть телепередачу, снятую специально к тридцатилетнему юбилею картины. На запись которой в студию вместе с режиссёром пришли многие из снимавшихся ребят. Судьбы их сложились по разному, тем более, что пришлось пойти трудные годы постперестроечной капитализации страны — когда кино фактически умерло в бывшем советском государстве. В котором, за годы горячих точек и террористических актов в неспокойных углах федерации — так же появилось огромное количество беспризорной шпаны. О которой уже и в мыслях не было снимать нечто подобное…

Интересно, как показано в фильме устройство в ШКИДЕ — хулиганская «республика» напоминает мятежные годы России — противостояние «халдеев» (как с пролетарского жаргона окрестили учителей — интеллигентов) и «хулиганов», военные действия изнурившие оба противоборствующих лагеря заканчиваются мирными переговорами — на которые каждый «класс» отправляет своих «парламентариев». К тому времени «шкидовцы» уже избрали собственных министров — руководящих изданием пропагандистских листовок, провидением митингов и организовывающих собрания. Был заключён мир, даже сочинён персональный гимн «шкидовской» республики! А то, как в отданном народу управлении «государством» начались первые зачатки капитализма — когда новенький — хитрый и оборотистый подлиза — начал маркетанить с пайками хлеба и сахара — выдавая кредиты под «проценты». В итоге полкоммуны голодало, а сам «нэпман» жирел и подкармливал старших, что бы те осаждали особо недовольных должников!

Запоминающийся эпизод вышел с малолетним жуликом, который хотел обокрасть их заведение утащив сапоги, кран от ванны и дверную ручку, и которому после доверили деньги — послав в аптеку. Схожий эпизод был в «Путёвке в Жизнь» Николая Экка — правда в фильме Полоки он решён иначе. Но исполняемые в фильме песни, в том числе так называемые «жалостливые» — блатные — стали потом невероятно популярны среди пионеров! Например песня про кошку у которой четыре лапы и хвост, или знаменитая «Мать, ах зачем ты меня родила» — это же настоящая классика! Запоминается эпизод, в котором герой Сергея Юрского аккомпанируя на рояле студенческую песню «Гуадемус» — предлагает ребятам сочинить на этот мотив слова их собственного гимна «Мы из разных школ пришли».

Назвав имена юных исполнителей, было бы неправильно промолчать про их взрослых партнёров. И так, главную роль — Виктора Николаевича Сорокина (ВикНикСор) сыграл в гротескном стиле (с этой интеллигентской бородкой и в пенсне смахивающий на Антона Палыча) Сергей Юрский. Роль учительницы немецкого языка — Эллы Андреевны Люмберг (ЭлАнЛюм) — досталась Юлии Бурыгиной. Преподавателя гимнастики (ли как сегодня сказали бы — физрука) Константина Александровича Медникова (КостАлМед) сыграл Павел Луспекаев. Учителя истории — Александра Николаевича Попова (АлНикПоп) — воплотил Александр Мельников. Был ещё плохо себя зарекомендовавший преподаватель русской словесности — Павел Иванович Ариков (он же ПалВан) сыгранный Анатолием Столбовым — которого за излишнюю тягу к «пению» директор в лице ВикНикСора выгнал из заведения. Сторожем и по совместительству дворникомв «ШКИДе» был пожилой татарин Мефтахутдын — в роли которого выступил Георгий Колосов. Повориху Марту («Кушайте, детишки… кушайте») сыграла Вера Титова.

Если взяться припомнить все смешные выражения и диалоги персонажей фильма, то при желании полрецензии можно забить одними лишь цитатами. Вроде: «по — немецки — цацки — пецки, а по — русски — бутерброд!», «Эй, голоногий — бубен потеряешь!», «Опоздаете — завтракать будите в ужин!», «Кто обидит — зови его!», «Кухня наварила смак со смыком на всю Европу!», «Шамовки на сто пуз», «Гад ты, оказывается, Костя Федотов». И так продолжать можно без конца! Чего стоит хотя бы одна фраза КостАлМеда — «Не шали!» (говорит её всякий раз, но особенно смешно это прозвучало, когда ему по голове шандарахнули развалившимся от этого табуретом). Вот это я понимаю — настоящая классика. Вот, что значит народное кино! Сегодня, да и в будущем так как прежде уже не снимут. Да и артистов таких как Юрский или Луспекаев уже нет. Да и нынешние режиссёры снимать столь непростое кино с таким тонким сатирическим, по доброму трогательным юмором — уже разучились.
.